Форум » Спектакли » Околоноля » Ответить

Околоноля

melene: (с) Фил Резников Спектакль театра п/р Табакова. Идет на Малой сцене МХТ им. Чехова. Режиссер-постановщик - Кирилл Серебренников. Действующие лица и исполнители: Егор - Заслуженный артист РФ Анатолий Белый Клоуны -Заслуженный артист РФ Алексей Кравченко, Федор Лавров Плакса - Паулина Андреева, Екатерина Стеблина Чиф - Народный артист РФ Владимир Качан Мамаев - Игнатий Акрачков Жена Егора - Олеся Ленская Никита Мариевна - Заслуженная артистка РФ Татьяна Владимирова Клиент, водила Василий - Заслуженный артист РФ Александр Воробьев Федор Иванович - Павел Салиман-Владимиров Итак, "Околоноля" Серебренникова, первые комментарии и разъяснения. Поехали. Интервью Серебренникова в Афише. Страничка на оф.сайте театра

Ответов - 28, стр: 1 2 All

Gata: Актерский состав сильный, но меня напугали некрофильские нотки в словах режиссера Хотя, может, не всё так и мрачно... Все равно лично об этом судить не смогу ввиду удаленности от театральных роскошеств столицы. Буду питаться вашими отзывами :)

Маня: Кстати, я тут узнала, что билеты стоят от 3 тыщ...

melene: Да, так и есть. Ну это можно было предположить с самого начала. МХТ, Серебренников, скандальный роман. Некрофилия - в каком-то смысле конек Серебренникова.


melene: Тут вот человек рассказывает про прогон спектакля. Любопытное интервью Серебренникова про жизнь и него самого - взято из valim_azo's journal. Фотки со спектакля "Околоноля" - оттуда же.

Катеринка: Может я консерватор, но что-то после этих фоток мне расхотелось идти на эту постановку. Напугали больше, чем цена на билеты

Маня: А мне наоборот еще интереснее стало Хотя тоже больше привлекают классические постановки. Но если качественно сделан даже авангард - то почему бы и нет

Маня: ТВ Центр уже написал о спектакле: Шквалом аплодисментов продолжительностью в четверть часа и троекратным выходом актеров на поклон закончился накануне предварительный показ спектакля "Табакерки" - "Околоноля". Его поставил Кирилл Серебренников по нашумевшему и скандальному одноименному роману Натана Дубовицкого. И хотя официальная премьера состоится только предстоящим вечером, можно сказать, что эта пьеса наверняка будет у всех на устах. С подробностями - Марина Лаврентьева. Скромный и начитанный Егор Самоходов в 90-е примкнул к коррумпированной бандитской группировке. После первого убийства - своеобразного крещения, у него появились доллары, иномарки и женщины. И жестокий, раздирающий изнутри вопрос - "Почему он никого не любит". Пустота души, которую покинула совесть. Пустота мира, который остается равнодушным к насилию и не сопротивляется власти чистогана. Далее + видео

Маня: Еще на МК тоже есть: Спектакль “Околоноля” загипнотизировал публику Последняя премьера в “Табакерке” — давно ожидаемое “Околоноля” — носила непремьерный характер. Сыграли днем и без какой-либо шумихи. С подробностями из МХТ им. Чехова, где на Малой сцене обосновалась “Табакерка”, — обозреватель “МК”. Дневная премьера серьезного театра — вынужденная необходимость. В спектакле заняты артисты разных столичных трупп, и кто-то из них играет вечером уже в своем театре. К тому же в МХТ ждали высоких гостей из кремлевской администрации. Несмотря на это, около театра было подозрительно тихо. На проходной никакого фейс-контроля. В буфете пусто и вкусно. Лишь два монтировщика и люди из команды Кирилла Серебренникова перекусывают. Забежал артист Качан, но, взяв чаю, ушел в гримерную. Публику маринуют перед входом в зал, но не запускают. Однако когда открылись двери, зрители не сразу попали в привычный зал Малой сцены. Да и сцены как таковой не было. Чтобы оказаться в герметически закрытом павильоне, пришлось преодолеть два коридора, один из которых сплошь состоял из корешков книг. Так, пришлось идти по химии, Бабелю, Большой советской энциклопедии. Очевидно, для особо щепетильных граждан положили деревянные мостки: все-таки как-то неудобно топтать книги. Но такая уж это постановка, что жесть начинается с самого начала. И вот собственно павильон с трибунами — левая, правая и центральная. Билеты продавались по две цены — 3 и 5 тыс. рублей. Моя коллега, купившая, например, билет за 3 тысячи, оказалась в четвертом ряду с правой стороны. Но отовсюду все хорошо видно. Раздались аплодисменты, но не потому, что начался спектакль, а потому, что практически последним в павильон вошел Олег Табаков. Он поднялся на 4-й ряд (первое-десятое места), где его как раз и ждали высокие гости в лице замглавы кремлевской администрации Владислава Суркова с дамой и популярный телеведущий Владимир Соловьев, также со спутницей. Появление Суркова вполне ожидаемое, т.к. авторство романа “Околоноля”, вышедшего под именем Натана Дубовицкого, молва приписывает именно ему. Но вот четыре музыканта заняли места в правом углу павильона — Серебренников очень любит живой звук и всегда грамотно его использует. Появляются две намалеванные рожи и клоунский дуэт, традиционные рыжий и белый, только в черном гриме, устраивают парный конферанс, который заканчивают следующими словами: — Все реже звучит фьючерс. Все чаще повторяют п...ц. В главной роли — Анатолий Белый, и по первому акту трудно представить себе другого артиста на этой роли. Первый акт продолжался около двух часов и был наполнен техническими трюками, изобретательными и забавными сценами, олицетворяющими жесткий цинизм действительности. В конце акта на протяжении минут пяти брутальный мужчина учинил кровавую расправу над молодой актрисой, так любящей жестокость и восточную философию. Теперь понятно, почему спектакль объявлен запретным для “детей до 16”. Надо сказать, что ряд с высокими гостями смотрел спектакль весьма внимательно, реагируя буквально на каждую сцену. &copy MK.RU _____________________________________________________________________________________ Ну и РИА-Новости: Премьера спектакля, который известный режиссер-экспериментатор Кирилл Серебренников поставил по нашумевшему роману Натана Дубовицкого "Околоноля" в Театре под руководством Олега Табакова, прошла в субботу с большим успехом и сопровождалась продолжительными аплодисментами, передает корреспондент РИА Новости. "Интерес к этому произведению был обоюдным - и со стороны театра, и с моей. Я люблю работать с произведениями, которые имеют общественный резонанс и считаю, что подобные сочинения - а роман продолжает быть бестселлером - должны находить свое воплощение в кино и в театре. Но не только в этом причина интереса к "Околоноля": здесь сочетается острое современное содержание и яркий текст, возбуждающий фантазию, провоцирующий эксперименты в области сценической формы", - сказал РИА Новости Серебренников. Современная действительность в романе - и, соответственно, в спектакле, - предстает в крайне неприглядном виде: получается, что она состоит из убийств, казнокрадства, продажных писак-наркоманов и высокопоставленных садистов и извращенцев. Как комментирует главный герой, которого играет Анатолий Белый, "люди у нас делятся на ползающих и их использующих". Другой персонаж отмечает, что "коррупция и оргпреступность у нас - такие же несущие конструкции, как школа и мораль", а "на юге можно все, только за деньги". Можно сказать, что все крашено черной краской - тем более, что краски и свет становятся в этой постановке полноценными действующими лицами. Спектакль начинается прямо у входа в театр: зрителям приходится преодолевать темные коридоры при слабом свете фонариков, а затем проходить по тонким мосткам, лежащим на книгах. Их путь сопровождается музыкантами, играющими на вибрафоне, кларнете и виолончели, и репликами пары клоунов, предупреждающих публику, что зрелище ей предстоит нелегкое. Собственно зрительный зал представляет собой абсолютно черное прямоугольное пространство без сцены. Спектакль сопровождается демонстрацией специально созданного Денисом Пановым и Владимиром Епифанцевым фильма, который, по сюжету, снимается на засекреченной кавказской студии. Именно его содержание потребовало предупреждения о том, что детей до 16 в зал лучше не допускать. Все критики, во множестве присутствовавшие на премьере, отмечали блестящую, вдохновенную игру актеров, каждому из которых доставалось сразу по нескольку подчас диаметрально противоположных ролей. Представителей прессы на премьере оказалось больше всего, собрались также близкие и друзья актеров и режиссера, среди которых были Филипп Янковский и Юлия Меньшова. &copy МОСКВА, 15 янв - РИА Новости

Маня: В Москве прошли премьерные спектакли по роману «Околоноля» Премьера спектакля «Околоноля», поставленного режиссером Кириллом Серебренниковым в Театре под руководством Олега Табакова, прошла в эти выходные с успехом. Она оказалась едва ли не самой скандальной и ожидаемой в нынешнем театральном сезоне. И в субботу, и в воскресенье спектакль начинали играть в два часа дня, что понятно, посокльку длился он четыре часа. Но это не помешало сливкам столичного общества собираться в Малой сцене МХТ имени Чехова, наполняя его до отказа. Формально автором «Околоноля» считается некий Натан Дубовицкий, но пресса полагает, что за псевдонимом скрывается замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков. В пользу этой версии говорит и то, что Сурков самолично присутствовал на премьере. В зале рядом с ним сидел теле- и радиоведущий Владимир Соловьев, по другую руку - Олег Павлович Табаков, с краю, в том же четвертом ряду, - Марина Зудина, в других рядах - Лия Ахеджакова, директор «Винзавода» Софья Троценко с мужем, известным предпринимателем, Константин Ремчуков с женой и детьми, Владимир Семаго с супругой-актрисой. Перед тем, как занять свои места, зрители были вынуждены миновать узкий коридор, пол которого был выложен сотнями книг классиков: Сервантеса и Сталина, Алиева и Достоевского, Шолохова и Горького. Задумано это для пущей ассоциации с главным героем спектакля. Он, Егор Самоходов, тоже не чужд литературы: в лихие 1990-ые он делил книжный рынок. Ныне он - пиарщик и издатель, скупающий по всей стране еще не мертвые, но уже и не живые таланты, чтобы потом продавать их опусы по заоблачной цене олигархам и бандитам. Егор (играет которого Анатолий Белый), начинает свою карьеру с убийства: по наущению своего покровителя (Владимир Качан) он стреляет в его отчима, связав кровью союз власти и криминала. Есть в нем нечто и от Чичикова, и от Манфреда разом - киллер-прохиндей с романтическим ореолом. И он, представьте, страдает, и при этом вызывает сочувствие - во всяком случае, у зрителя, не понаслышке знакомого с современными реалиями. Конечно, в этом есть немалая заслуга режиссера. В «Околоноля» есть все, чтобы удерживать внимание публики: ироничный взгляд на «вчера» и «сегодня», детективный сюжет, легкие диалоги и даже два клоуна, которых играют Алексей Кравченко и Федор Лавров. Театральные критики, посетившие премьеру, в один голос отмечали блестящую, вдохновенную игру актеров, каждому из которых одновременно досталось по несколько весьма разноплановых ролей. «Интерес к этому произведению был обоюдным - и со стороны театра, и с моей, - рассказал журналистам Кирилл Серебренников. - Я люблю работать с произведениями, которые имеют общественный резонанс и считаю, что подобные сочинения - а роман продолжает быть бестселлером - должны находить свое воплощение в кино и в театре». (c) Полит.ру

melene: Ну что же, Серебренникова можно поздравить с очередной удачей! Отзывы сплошь хвалебные. Надо будет, как-нить заглянуть на спектакль. Но только после того, как спадет шумиха. То есть, ближе к осени.

Маня: я буду в сентябре, надо будет подгадать, чтобы сходить

Соседка: Пока не решила стоит или нет смотреть.

Маня: Будем ждать отзывы от обычных зрителей - они всегда правдивее, хотя и высказывают свою точку зрения

Маня: Еще одна "небольшая" заметка в Новой газете В "Табакерке" - "Околоноля" Хороший конец не входил в постановочные планы Кирилла Серебренникова В субботу и в воскресенье на Малой сцене МХТ имени А.П.Чехова сыграли премьеру, приписанную к Театру п/р О.Табакова. Сам Табаков смотрел премьеру в воскресенье и сидел рядом с замруководителя президентской администрации Владиславом Сурковым, которого до сих пор считают автором романа «Околоноля», по которому поставил спектакль Кирилл Серебренников. Впрочем, эту загадку – о том, кто скрывается за псевдонимом Натан Дубовицкий, – спектакль Серебренникова не разгадывает. Цели такой режиссер перед собой не ставил. Спектакль вышел длинным, с антрактом идет четыре часа, чем, вероятно, и можно объяснить раннее его начало – в два часа пополудни. Аплодировали долго, кричали «браво», несколько раз попытались вызвать автора, однако Владислав Сурков этот вызов проигнорировал. Держался так, как будто он просто пришел посмотреть спектакль своего товарища, режиссера Кирилла Серебренникова. Кстати, в строгом смысле на приглашение автора откликаться следовало Кириллу Серебренникову, в программке и на афише именно он обозначен автором пьесы по роману Натана Дубовицкого. Для «Околоноля» на Малой сцене МХТ выстроили специальный павильон-коробочку, где имеются и пол, и раздвижные стены, и даже потолок, как выясняется ближе к финалу – весь в прострелах, что позволяет, высветив его изнутри, изобразить небо пусть не в алмазах, как мечтали герои Чехова, однако же очень звездное. Пространство построено так, что по пути к своему месту каждый зритель неминуемо должен подняться на сцену (с учетом антракта выходит даже четыре раза!). Со смыслом: спектакль ведь про нашу Россию, про вчера-позавчера и про сегодня – тоже. Про каждого из нас, получается. А еще по пути в зал зрители проходят по узкому коридорчику, пол которого выложен корешками книг, самых разных. Я сперва заметил том Гейдара Алиева, но рядом были Сервантес, Сталин, Достоевский... Метафора, быть может, прямолинейная, но для Егора, героя романа и спектакля (его играет Анатолий Белый), имеющая вполне определенный смысл: из уютного книжного мира он в лихие 90-е шагнул в книжный бизнес. «А война за сбыт Набокова в южной Москве?..» – напоминает ему старший товарищ по бизнесу Чиф (Владимир Качан) веселые времена, когда из-за торговли Хармсом и Введенским могли уложить 11 человек. Зал на Малой сцене вышел небольшой, узкая полоска амфитеатра, мест на 150, едва ли больше, на премьере было немало зрителей, которые и в этом, и в других местах смеялись, узнавая прошлое, свое и своих близких и дальних знакомых. Сперва, как полагается, – о хорошем. В «Околоноля», чего не заметили, удивляясь и чуть ли не презирая Серебренникова, когда тот объявил о намерении ставить спектакль по роману, – обнаруживается сильная драматургическая пружина, хорошие, легкие диалоги, особенно там, где как раз и случается узнавание. Сцены «на двоих» – чаще всего сатирические. Есть такие устойчивые понятия «фотогеничность», «киногеничность» – так говорят обычно об актерах. В данном случае можно сказать о сценичности, драматургичности прозы, «Околоноля» хорошо раскладывается по ролям, первое действие идет два с половиной часа, по нынешним меркам очень долго, а пролетают они, в общем, без усилий для публики: много смешного, и неудивительно. В самом романе «Околоноля» немало такого, что вообще-то важно, чтобы удержать внимание не читающей уже, а театральной публики, – ироничный взгляд на знакомую российскую реальность, детективный сюжет, легкие диалоги, плюс к тому, кажется, Серебренников, держал в уме придуманный когда-то Эйзенштейном принцип монтажа аттракционов. Конечно, это выглядит не так буквально, но связь с цирком поддерживают и введенные в сюжет два клоуна, которых играют Алексей Кравченко и Федор Лавров. Диалоги героя с депутатом, возжелавшим писательской славы (Александр Воробьев), сцена в бане с бандитом-губернатором (Алексей Кравченко), который перемежает очередное распоряжение о ликвидации с глубоко религиозным монологом, вообще бытовые сцены идут на ура. Но вот сюжет делает решительный поворот, подруга Егора приглашает его на премьеру фильма со своим участием, и кино, надо признать, и героя, и театральную публику потрясает. В короткой пародии на хоррор героиня погибает. Как выясняет Егор, эта смерть – всерьез. Любопытно, что в зале сидела и супруга Табакова актриса Марина Зудина, которая в годы перестройки снялась в американском фильме про такое вот «мокрое порно», где актеры не знают, что им уготована настоящая смерть. Кстати, Серебренников не стал углубляться в область, в которой, вероятно, не чувствовал себя специалистом, а может, по каким иным причинам, – снять фильм он пригласил режиссера, который на таких жестоких играх, можно сказать, собаку съел. Владимира Епифанцева. И хотя ничего нового для себя и тех, кто знает его творчество, Епифанцев не открыл, фильм его, по-моему, украшает спектакль. Автор романа, кто бы им ни был, видел финал жизнеутверждающим. Те, кто попал на первые прогоны, его не увидел, – возможно, свет в конце тоннеля вовсе не входил в постановочные планы Серебренникова. Однако в воскресенье спектакль заканчивался более или менее обнадеживающе – превозмогая себя, Егор полз к живительному источнику. Пусть этот пафос кому-то покажется избыточным (мне, например), однако в русской традиции без катарсиса и света в конце тоннеля никак нельзя. Владимир Качан в роли Чифа – на месте, играет хорошо, хороша была в роли принципиальной, но готовой продаться (только задорого!) журналистки приглашенная из театра Et Cetera Татьяна Владимирова. Другое дело, когда смотришь список действующих лиц и исполнителей, невозможно уйти от вопроса: в труппе у Табакова – 41 актер, в спектакле из 11 исполнителей лишь один, Воробьев, служит в «Табакерке». Тем не менее на афише, в программках написано, что это спектакль Театра Табакова. Не было бы написано, не было бы и вопросов. Кстати, больше всего вопросов и сомнений вызывает исполнительница главной женской роли, Плаксы, из-за которой, собственно, и сносит крышу Егору. Героиню доверили играть молодым актрисам, для которых эта роль – чуть ли не первая. Как говорится – на вырост. В труппе «Табакерки» – немало хороших молодых актрис, и трудно предположить, что им предлагали эту роль, а они отказались. В итоге героиню нашли на стороне, девушку, конечно, симпатичную, но пока не очень уверенно чувствующую себя и на сцене, и на экране. Наконец, мы привыкли, что в классике актер может блеснуть всеми гранями своего таланта. Можно согласиться, что сегодня и жизнь стала проще, но все-таки бывает непростой. К тому же интерес Серебренникова к сложному человеку позволял надеяться, что и Анатолию Белому он позволит эту сложность и разнообразие сыграть. А в «Околоноля», как ни странно, все более или менее понятно про Никиту Марьевну, про Чифа, даже про совсем уж эпизодического кинорежиссера Мамаева, а вот кто такой Егор, в смысле биографии героя, сложности его характера? Ясности нет. В характере нет объема. Примерно – как в вопросе об авторе: кто он такой, Натан Дубовицкий? Не было и нет ответа. (с) Григорий Заславский

Соседка: Всё это, конечно, субъективно: зрительское мнение, мнение театральных критиков. Для себя я решила, что не пойду. Не знаю мотивы, которые сподвигли ВА принять в этом проекте участие. Это его дело, ИМХО. Но меня увольте от Серебренникова и Суркова. Мне тут ссылочку прислали http://gallery.ru/watch?ph=9jN-cQ2jl#feature=topclick Ну и там

Маня: Какая прелесть Очень хочу пойти

Маня: Очередная заметка в "Новой газете": Ноль Общество спектакля пришло на премьеру Большой театр жизни с невиданным размахом был явлен 16 января в Камергерском. Самую ожидаемую премьеру сезона показывали на Малой сцене МХТ в присутствии автора — Суркова с женой — и художественного руководителя МХТ – Табакова в одиночестве. Оторвем на миг происходящее от контекста. Если б знать, что автор — не Сурков, режиссер — не Серебренников, и поставлено это не в театре, глава которого в недавний момент острейшим образом нуждался в поддержке власти (сильно проштрафились подчиненные) и поддержку эту своевременно получил, можно было б сказать: мастерски выдержанные в жанре нуар современные хроники. Но все эти «иголки в яйце» превращают «Околоноля» из спектакля в акцию, где реальность становится частью предъявляемого на сцене. Нет, плод договоренности между Сурковым и Табаковым вышел не золотушным бастардом, совсем напротив: стильным и жизнеспособным и — кто б сомневался — обреченным на успех. Из дурно пахнущего вещества сановной прозы Серебренникову удалось слепить антигероя нашего времени, и, может быть, никогда еще он не был так убедителен. Все тут черно — черная клоунада, черное небо, в которое распахиваются двери, выжженное пространство постжизни. В черной выгородке сцены — убийства, продажность, садизм, грызня из-за денег — словом, узнаваемые обстоятельства, а в зале — холеные наблюдатели, словно бы члены клуба «Свои», среди которых один из идеологов-хореографов всего этого балета. Зал и сцена, казалось, являли собой нечто целостное — и уже потому поврежденное. «Виноваты» и артисты. Если бы Владимир Путин был красивым и обаятельным — он был бы Анатолием Белым. Белый на роль годится как никто: драйв, нерв, сочувствие. Хорош Владимир Качан, хорош Алексей Кравченко, хорош Федор Лавров: паяцы и убийцы «за сбыт Набокова, за розницу Тютчева, за опт обэриутов»… С моего места открывался отличный вид на автора: Владислав Сурков ловил происходящее самозабвенно, на губах его блуждала улыбка, он был счастлив. В зале сидели мини-олигархи, депутаты, красавицы и молодые мужчины, в которых без особых усилий угадывался архетипический прототип героя. Шествуя по корешкам книг, зрители мимоходом попрали множество авторов, чьими намерениями вымостили дорогу в зал. Слово «власть», выведенное тоскливым неоном, то облизывали, то обгаживали, но оно горело на стене главной прописью. Финальная попытка морали в спектакле — как к фикусу прикрученная бумажная роза. «Околоноля» — феномен. Расчетливо сработанный и гордо предъявленный симулякр. Имитирующий реальность и соперничающий с ней в цинизме. Роскошная, как резиновая шлюха из ГБ, Барби от театра, с живой музыкой, кровавым кино, энергичной сценографией. Будет зарабатывать! И вдруг представилось: если можно об этом спорить и над этим смеяться, возможно, еще не так и плохи наши времена?! (с)Марина Токарева

melene: Фоты в журнале красивые! Стильно так. Я пока тоже не рвусь особо. Но если совпадут время и возможность, схожу. Любопытно. Хотя роман мне не понравился, пьеса, которую Качан давал читать, - тоже.

Маня: С jewish.ru Кровь и деньги, жадность и подлость. Филологи, поэты, губернаторы, актрисы, журналисты - циничны и отвратительны все. Среди героев - ни одного положительного. Насилие врывается на сцену в виде ролика, специально снятого для спектакля. Кадры вызывают ужас. Именно из-за него в зал не пускают детей до 16 лет. "Будем в розовых кружевах только делать спектакли или фильмы? Это не получается так. Скажу честно, что я бы как зритель этот спектакль воспринимал тяжело", - не скрывает актер Владимир Качан. полностью статья

melene: Сложно написанная рецензия Ковальской в "Афише". Там любопытный вывод - якобы Сурков со товарищи так изящно просят прощения за все, что наворотили в стране. То есть, пьеса - продукт остатков совести, которая не дает им спать по ночам. Ну что ж...

melene: Жеглов и Шарапов.

Маня:

melene: Боюсь, 3 часа я не высижу. Это раз. А во-вторых, я читала исходный текст, и уверяю - диалоги идентичны тем, какие употребляют журналисты и чиновники в реальном мире. Я лично все это слышу ежедневно в большом количестве и с той долей абсурда, что меня это уже не только не трогает, но и не смешит. То есть, это повседневность, и никакого шока я точно не испытаю. Светлых чувств, боюсь, тоже. Меня сейчас "лечит" и отогревает только настоящий жанр абсурда. Как-то сразу светлее на душе становится. Послушаешь Хармса или Ионеско и они будто весь этот идиотизм нашей жизни с собой уносят. На несколько дней облегчение наступает.

Маня: А я хочу!

melene: Вот феноменальный отзыв одной дамы, которая посмотрела. Это надо по-хорошему, конечно, во МХАТ отнести, чтоб они распечатали и на стенку повесили. Околоноля. Театр-студия п/р О.Табакова. 27.02.2011 Анатолий Белый – актер потрясающе высокого уровня. В МХТ я, хоть и нечасто, похаживаю, и давно уже этот его уровень отмечаю. Но после вчерашнего спектакля – будто окончательная точка в этом утверждении поставлена. Спектакль фрагментарный, клиповый. Как и наша жизнь. Фрагменты – то более яркие, то менее. Что-то увидено боковым зрением, что-то не увидено вообще. А что-то, напротив, легло на сетчатку ярким пятном, не проморгаешься за годы. При этом - что архиважно для тебя, а что вообще из чужой жизни в твой мир влезло – и не определишь. Вот знал ли Егор, что давным-давно точечно и незначительно, между делом обиженный и униженный, мгновенно позабытый Альберт Мамаев приведет его сытую и, в общем-то, счастливую жизнь к финалу не столь даже трагическому, сколь безобразному?.. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся… возможно, удержись на той студенческой вечеринке (памяти Леннона) слово на языке – и Плакса была бы жива, и Егор – цел… Говорят, что этот спектакль – о политике. Возможно; тем более, что книгу, по которой Кирилл Серебренников спектакль поставил, вроде бы под псевдонимом написал какой-то деятель… а может, и купил он этот текст (как покупают подобные тексты в спектакле сильные мира сего) у какого-нибудь талантливо пишущего и пьющего Агольцова... Это неважно. Совершенно неважно, кем и про какую конкретику это было написано. Главное – написано это про жизнь. Это ж про меня, про нас про всех… Здесь – такая конкретика; в иных случаях – иная… Но только выбор-то человеческий перед всеми однажды станет. Вот – как жить: лениво и безденежно? Или стоит напрячься и начать жить богато и интересно (особенно если талант и трудолюбие позволяют)? А как быть, если путь к богатству и счастью трупами вымощен, и запахом выгребной ямы подлости приправлен? Что чувствует интеллигентный, в общем-то, человек, когда ради открытия двери в мир, где «тепло и яблоки», ему надо превратиться в «товарища в окравовлЕнных кедах», убив старичка – ни за что, потому что просто ПОПРОСИЛИ? Когда просыпается в человеке совесть? Тогда, когда он, устав убивать, едет спасать… понимая, что не спасёт, а погибнет сам… Или совесть не просыпается, а мучает по ночам, посылая сном открытую в мороз дверь и убитого отчима с желанной детской игрушкой в руках – на заснеженном пороге?.. Жизнь – это трагическая черная клоунада в исполнении злых клоунов. И никак иначе. Ибо, если проверить логикой каждую минуту нашего существования, большая часть того, что мы делаем и говорим, окажется столь же нелепой и смешной… как утконос, придуманный Богом с чувством юмора. Смешная жизнь… которая, как ни крути, всё равно закончится печально – смертью. После которой – не всё ли равно, как были прожиты ее мгновения. Впрочем… кто знает, что снится мертвым? Может, их сны еще страшнее (и нелепее) того, что СЕЙЧАС происходит?.. Ну, это всё так – клиповая философия, которая совершенно не передает того, что в спектакле было показано. И не рассказывает, о чем он… И даже картинку не даёт. И не увидите вы ужина героя с известной журналисткой Никитой Мариевной, где непродающиеся совесть и вдохновенье продаются – лишь бы цена была предложена достойная… И не заплачете вместе с героем над дочкой – потому что непонятно, в кого (при таких замечательно красивых и умных родителях,) она уродилась такая… такая некрасивая, глупая, неаккуратная… а главное – никем, в том числе и ими, родителями, не любимая… И не ужаснетесь фильме авангардного режиссера, в котором страшно убивают людей… а потом выясняется, что произошедшее убийство не только реалистично, но и абсолютно реально… И вот этот огонь, пожирающий тело девушки, видеоогонь на театральной стене – это тоже будет без двух минут по-настоящему… И не скривите презрительно губы при виде бомондной тусовки, в которой смешались в кучу кони, люди, женщины, мужчины, бесполые существа, знаменитости, богатеи, дураки и умники… и разговоры тут не о хлебе насущном, а о… да ни о чем тут разговоры… какие разговоры и с кем могут быть в безликой, хоть и стоглавой массе людей-Нелюдей… И не засмеетесь, как засмеялась я на фразе о том, что – жена ушла, оставив длинную записку, в которой бывший (уже) муж нашел… четыре орфографические ошибки! Это важнее, чем уход жены… Я бы пересмотрела спектакль. Ибо он насыщен многими подробностями… думаю, что, как и в жизни, что-то важное я в нем увидела боковым зрением или не увидела вообще. Музыка – замечательная. Живая музыка – кларнет, виолончель, виброфон. Современно-авангардное, и Шопен, и очень мощно – ария Гения холода из оперы Генри Перселла «Король Артур»…и еще вот этот странный звук – на пределе слышимости… когда начинает вибрировать все вокруг и внутри тебя… Из текста: У вас в глазах, в выражении лица, во всей повадке есть что-то такое… Тихо у вас внутри, всегда тихо, даже когда страшно или весело. С такой тишиной в себе можно глупых детей и стариков залезть в огонь спасать, а можно и в концлагере истопником подрабатывать.Вот именно такого героя и играет Анатолий Белый. Героя ОКОЛОНОЛЯ. Ему, как воде, еще предстоит решить, остаться ли утоляющей жажду влагой, или оборотиться в лёд… К воде и побредёт-поползет герой в финале – по нелепому бездорожью. Среди безразмерного множества звёзд… Да, вот еще что. Вначале сильно резануло, что идти к своим местам надо ПО КНИГАМ. Мне, книжнице, это было тяжело... невольно всматриваешься в корешки - и хочется, приостановив шаг, выташить и рукою огладить... вот хотя бы эти желтые томики Сервантеса... Жалко их. Это потом уже понимаешь "вписанность" в спектакль и этого книжного прохода... и темных коридоров, по которым идешь в зал. Понимаешь, но... всё равно - тяжело и неприятно... Ирината.

Маня: Из newtimes: Сладкий и гадкий. Свой спектакль по распиаренному роману Натана Дубовицкого «Околоноля» Кирилл Серебренников сначала показал избранной аудитории — московскому бомонду. Возможно, хотел проверить постановочные идеи на зрителе «в теме». Затем режиссер взял паузу почти на полтора месяца, как было сказано, для доработки спектакля. И вот, наконец, состоялась премьера для широкой публики. Премьерные показы спектакля, поставленного в «Табакерке», идут на малой сцене Московского Художественного театра То, что за псевдонимом «Натан Дубовицкий» скрывается замглавы президентской администрации Владислав Сурков, знают все, интрига вокруг имени автора давно перестала быть интригой. Счастливое лицо главного идеолога страны очевидцы могли наблюдать на премьере. Безусловно, он этого хотел. Хотел настоящего нефальшивого успеха, рожденного не подобострастием и лестью, а безупречным мастерством режиссера и исполнителей. В течение четырех часов талантливый режиссер Кирилл Серебренников и талантливые артисты труппы во главе с Анатолием Белым убеждают зрителей в том, что они играют талантливое произведение невероятно талантливого автора. Говорят, настоящий режиссер может поставить и телефонную книгу. Наверное, это так, но даже в этом случае телефонная книга по-прежнему останется телефонной. Претенциозный графоманский роман «Околоноля» кто-то называет саморазоблачением. Ну тогда это упоенное саморазоблачение. Страшилки и доедалки Спектакль Кирилла Серебренникова еще в большей степени обнажил то, что бросалось в глаза при чтении романа, — непомерные амбиции автора, все его труднопреодолимые комплексы, болезненный эгоцентризм главного героя, граничащий с эксгибиционизмом, и подростковый восторг перед собственной низостью. После выхода романа в свет автор делился своими скромными мечтами — главного героя должен играть актер уровня Андрея Миронова или Олега Даля. Ни больше ни меньше. Анатолий Белый в роли Егора Чернокнижника — рефлексирующий интеллектуал с демонической внешностью — автору наверняка понравился, пожалуй, таким он себя и представляет. Белый, весь в черном, волоком тащит на спине доверенную ему миссию — сыграть современного Чайльда Гарольда, Печорина, Гамлета, Зилова (кто еще мнился начитанному автору в его литературных грезах?). Выдавать за мировоззрение сентенции типа «Не власть вы ненавидите, а жизнь!», пересказывать своими словами монолог «Быть или не быть», потрясая черным пистолетом, и, как мальчик Кай, выкладывать из горящих лампочек слово «власть» на черном бархате — мелковато для высоких обобщений. На таких вот «доедалках» построено все сочинение писателя Дубовицкого. Все это кто-то уже написал, включая вкрапленные в ткань сюжета отдельные рассказы про безумную жену и про детские мечты о резиновом крокодильчике, про превращение героя в зловещую птицу, про убийства артистов на съемках порнографических триллеров, про продажных журналистов, про литературных негров для высокопоставленных чиновников. Приятно, конечно, услышать со сцены гневные слова про коррупцию, мздоимство и беззаконие, но почему-то эти лозунги, выкрикиваемые героями «Околоноля», вызывают чувство неловкости. Когда знаешь точно, кто в компании испортил воздух, от этого еще более неловко. «Живу я, как поганка» Еще неловко оттого, что взрослые умные артисты — уровня Белого и Владимира Качана — вынуждены глубокомысленно произносить банальности, размышляя то о свободе («Одичавшие на воле лакеи смешны и кровожадны. Будут жить подло, убивать подло и подло умирать, и делить, делить…»), то об интеллигенции («Интеллигенции положено быть самоотверженной и скромной. Она ворует в знак протеста»). Неловко от пошлости метафор: клоуны, лижущие светящееся слово «Власть», греющие около него свои зады и руки; спящий беспробудным сном мужик, про которого говорят: «Не будите его, а то неизвестно, кем он окажется» (это, видимо, про народ). Интеллигенцию олицетворяет омерзительный поэт Агольцов — «наркоман, педрила и либерал», ползающий в собственной блевотине. Журналистику — та самая «амазонка в климаксе», басовитая дама бальзаковского возраста, что продается с ненавистью и только за большие деньги. Не обошлось и без разящей сатиры на светское общество — его воплощает гламурная тусовка, прикрытая планшетами с изображениями современных икон стиля и общественной мысли, от Тины Канделаки до Сергея Зверева. И конечно, чеченские бандиты во всей своей недобитой красе — лающий акцент, черные очки, автомат, коврики для намаза. До кучи вам покажут и невыносимо длинное скучное кино с участием любовницы главного героя Плаксы и брутального Владимира Епифанцева — что, наверное, символизирует нынешний, явно раздражающий автора артхаус. Дочка героя тоже не вызывает никаких теплых чувств — одутловатая матерящаяся девочка Настя (блестящий Алексей Кравченко, лучшая роль спектакля) будет сосать из тюбика зубную пасту и, икая, требовать от папы новых сказок. Резиновая шлюшка Сара, в точности по песне Высоцкого, окажется капитаном ФСБ, которая будет чеканить развратным голосом: «Мы власть! Настоящая власть не применима, как атомная бомба. Мы правим, не вмешиваясь!» А садист и порнорежиссер Мамаев, словно герой из советских фильмов про фашистов, будет зловеще раскладывать перед героем пыточные инструменты, томно повиливая крепким задиком. В таком вот кошмарном дерьме корчится и страдает главный герой, которого «с его умом и талантом угораздил Бог родиться в России». Обидевшись на Бога, заика и очкарик, начитавшийся умных книжек провинциальный мальчик Егор вознамерился «поставить раком всю страну», для чего оделся в черное, излечился от заикания и близорукости и превратился в гадского гада, изводимого сладкими муками совести. Этот сатирический триллер вполне мог бы принадлежать какому-нибудь розово-коричневому перу, создающему полотна в жанре прокламаций. Но когда в авторах числится отец суверенной демократии, зав. идеологическим сектором нынешнего политбюро, главный разработчик патриотических институтов, рулевой селигерской молодежи и кровожадная повторюшка лозунгов «кто не с нами, тот против нас» и «если враг не сдается, его уничтожают» — тут впору призадуматься. Тот, кого принимали за Мефистофеля, оказался толстозадой капризной девочкой Настей, обожравшейся зубной пастой. В этом смысле саморазоблачение очевидно. (с) newtimes

Gata: После прочтения отзывов сделалось еще более страшно :) Но иных вещей в наше время, наверно, трудно ждать...

melene: На офсайте Табакерки появился трейлер спектакля. http://www.tabakov.ru/performances/aboutzero/



полная версия страницы